Как играть фусеки? Печать
Автор: Александр Динерштейн   
30.09.2009 11:59

Итак, фусеки (начало партии).
Что лучше? Мирно строить территорию или пытаться захватить камни соперника? Все зависит от конкретных позиций. Здесь важно помнить, что камень окруженный со всех сторон и захваченный с немалым трудом приносит вам 2 очка прибыли, а окруженный пункт территории – 1 очко.
За двойными очками приходится охотиться, а строить обычную территорию гораздо проще. Именно поэтому партию принято начинать мирно, с построения собственных территорий. Например, так:


Фусеки. Как играть фусеки?

Как вы видите, важнее всего захватывать углы. Это легко доказать. Попробуйте окружить 10 очков территории в углу, потом на стороне, а затем в центре. А теперь подумайте, что быстрее и экономнее? Огородить два угла, потратив два раза по 7 камней, или центр, при помощи 14 камней?

 
что быстрее и экономнее?

После 4-го хода углы временно обрели своих хозяев. Самое вкусное закончилось. Настала пора разыгрывать стороны. 12-ым ходом Белые совершают вторжение в зону Черных угрожающих размеров. Если подождать еще немного, то она может полностью перейти в распоряжение соперника и принести Черным чуть ли не 100 очков территории.
Ба, кто к нам пожаловал, говорят про себя Черные, и начинают атаку. Если повезет, они смогут убить незваных гостей. Однако, имейте ввиду, что выживать всегда легче чем убивать группу. Достаточно убежать, соединиться со своими или построить два глаза, в то время как атакующему необходимо окружать объект охоты со всех сторон и выкалывать глаза.
Чаще всего в углах занимают точки 4-4 (хоси), 3-4 (комоку) и 3-3 (сан-сан). Чтобы понять плюсы и минусы каждого из этих ходов надо знать свойства и предназначения линий.


Начнем от края доски:
Первая линия – линия смерти
Вторая линия – линия поражения
Третья линия – линия территории
Четвертая линия – линия влияния
Пятая линия и выше – линии приключений

Как вы наверное догадались, ставить камни на первую и вторую линии в начале партии крайне не рекомендуется. В первом случае очки не строятся совсем, а во втором каждый ход приносит лишь одно очко территории.
Опытные игроки пытаются соблюдать баланс между 3-ей и 4-ой линией. Тех, кто играет только по 3-ей можно обвинить в излишней жадности. А играть исключительно на влияние крайне опасно. Вы огородите гигантскую зону в центре, а соперник влезет и выживет внутри. Можете остаться у разбитого корыта...
По пятой линии или куда-нибудь поближе к центру играть конечно можно, но надо отдавать себе отчет, что вы будете отставать по территории и вам придется искать нелегкие пути использования высоких камней. Обычно в таких позициях рекомендуется сразу же начинать борьбу. Резать все что режется и атаковать все что движется.
Посмотрим примеры.


Партия первая. Ю Чангхек (ч) – Ким Сучанг, Корея, 1991
Черные играют на территорию. Белые - на влияние.


Черные играют на территорию. Белые - на влияние.

Черные начинают с комоку (пункт 3-4) и сан-сана (3-3). Белые ставят два хоси по 4-ой линии.
Черные 5: Эта форма называется шимари и используется для надежного захвата угла.
Белые 6: Конструкция под названием Сан-рен-сей, или три форовые точки на одной стороне. Используется для игры на влияние и построения зоны в центре доски. Её часто играют и черными.
Черные 7: Можно сыграть и на линию выше, но так надежнее – вторгаться тяжелее.
Белые 8: Какари – ход атакующий угол.
Черные 9: Черные защищают угол и поддерживают связь между камнями справа.
Черные 11: Ход отнимает территорию в углу и подчеркивает главную слабость пункта хоси. Обычно Белые не имеют возможности убить этот камень.
Белые 12 – Белые 22: Стандартная последовательность ходов (джосеки). В итоге Черные захватывают угловую территорию (около 10 очков), а Белые взамен строят стенку. Трудно сказать, что лучше, на то оно и джосеки.
Черные 23: Еще одно какари, теперь уже со стороны Черных.
Позицию к 30-му ходу можно оценить как равную. Черные лидируют по очкам, а Белые имеют хорошие перспективы построения гигантской зоны (мойо) в центре.


Пример второй: Такемия Масаки (ч) – Чо Чикун, Япония, 1987
Черные играют на влияние. Белые берут очки.


Черные играют на влияние. Белые берут очки.

Такемия Масаки, 9-дан известен своей любовью к построению мойо. Практически во всех его партиях можно встретить фусеки Сан-рен-сей. Чо Чикун, 9-дан (Белые) наоборот предпочитает строить надежные территории в фусеки, а потом вторгаться и выживать.
По первым пяти ходам можно догадаться, кто каким цветом играет.
Белые 6: Какари.
Черные 7: Прием под названием клещи (хасами). Черные препятствуют распространению Белых на сторону и приглашают их совершить вторжение в угол.
Белые 8 – Черные 13: Стандартное джосеки. Черные строят стенку, а Белые захватывают территорию в углу.
Белые 14 - Черные 15: Еще одно какари и хасами. К ходу Черных 23 мы становимся свидетелями еще одного джосеки.
Белые 24: Углы разыграны. Пора брать стороны.
Черные 25: Критический пункт, подчеркивающий главный минус пункта сан-сан. Этот камень всегда можно прижать к углу, загораживая центр.
Белые 30: Центр Черных принимает угрожающие размеры, но Белые играют неторопясь, спокойно укрепляя угол при помощи шимари.
Черные 31: Пора закрывать центр. Если удержать всё (около 100 очков) – перевес Черных будет огромен.
Белые 32: Белые имеют надежные 40 очков территории, примерно по 10 очков в каждом из четырех углов + коми за право первого хода. Осталось лишь разбомбить центр.
Черные 33: Пора выходить на охоту.
Белые 34: Начинается самое интересное. Шансы выжить и шансы быть пойманными примерно равны.
В итоге, после длительной и напряженной гонки Белые сумели спасти группу, вырвавшись из окружения, и выиграли партию под сдачу.

Пример третий: Ю Чангхек (ч) – Чо У, Чемпионат мира LG, 2004.


Пример третий: Ю Чангхек (ч) – Чо У, Чемпионат мира LG, 2004

В Го можно обойтись и без фусеки, начав борьбу первым же ходом. Если дело дошло до первой крови – не торопитесь занимать углы. В таких позициях важнее усиливать свои группы и атаковать группы соперника.
Белые 2: Какари. Активный ход, не позволяющий Черным взять угол под свой контроль при помощи шимари.
Черные 3: Можно не отвечать и взять один из пустых углов, но Черные предпочитают вступить в борьбу при помощи клещей (хасами).
21-ым ходом в партии Черные могли взять правый нижний угол, но решили сыграть активнее, атаковав отрезанные три камня на стороне. Это правильная стратегия.
Вообще, для того чтобы играть в таком стиле, нужны крепкие нервы. Стоит на секунду расслабиться – и уже не вы атакуете, а вас. Один неправильный ход – и ваша группа может погибнуть, так что даже самый сильный 9-ый дан не сможет вернуть ее к жизни!


А вот и последний пример:
Такао Синчи(ч) – Ямасита Кейго, Япония, 2000.

Черные 1-3: Редкие ходы. Камень в точке 5-5 плохо контролирует угол, но зато оказывает большое влияние на центр.
Белые 2: Еще один малораспространенный ход, так называемый тенген (центр доски). Как мы уже выяснили, огораживать территорию в центре невыгодно, но зато можно использовать этот камень в борьбе.
Белые 6, Черные 7: Какари, каждое из которых остается без ответа.
Черные 9: Активно, можно даже сказать, нагло сыграно.
К 15 ходу на доске возникает кровавая мясорубка. Черные пытаются доказать эффективность своих камней в пунктах 5-5, а Белые силу камня тенген.

 

Такао Синчи(ч) – Ямасита Кейго, Япония, 2000.

 

Мы познакомились с основными стилями и стратегиями игры. Кроме приведенных примеров, встречаются такие партии, где обе стороны играют на влияние, или обе на территорию. Нередко мастера пытаются подловить соперника на сложной или малоизученной джосеки и решить исход партии уже в самом начале.
Го открывает нам богатство фантазии. Здесь как в осеннем лесу. Хочешь, собирай грибы и никого не трогай, а хочешь - бери ружье и выходи на охоту. Все зависит от вашего настроения и особенностей характера.
Лично я всегда предпочитаю играть надежно, без риска, вступать в борьбу лишь в случаях крайней необходимости.
Посмотрим, как будете играть вы. А может быть вы изобретете свой собственный стиль, свои дебюты? Такемия Масаки, 9-дан жаловался на то, что все современные мастера играют примерно одинаково – используют одни и те же джосеки и фусеки. Такемия очень хочет увидеть новых звезд в Го, которые бы играли необычно, как и он сам.


Попробуете составить ему компанию?

Доска необъятна. А ваша фантазия?

Автор этого учебного материала: А. Динерштейн, многократный чемпион Европы по Го, третий профессиональный дан корейской ассоциации бадук.

 

А. Динерштейн, многократный чемпион Европы по Го, третий профессиональный дан корейской ассоциации бадук.


Другие статьи и материалы этого автора можно найти на его сайтах:

Find your Go level!
Test your Go style!
Sanrensei fuseki
Lee Changho, 9-dan
Rating for Go websites
Go teacher on KGS
Go search engine
Cyberoro news
Hamete store