Клуб культуры Го "Территория"
 

Двигающий горами начинает с камешков (старая дзэнская поговорка)

Каяоумару гобан клана Шимадзу эпохи Эдо можно посмотреть в нашем клубе Го. PDF Печать
Автор: Administrator   
15.09.2010 12:47

Есть вещи, которые, хотя и имеют цену, нельзя купить. Они либо приходят к тебе сами, через близких людей, либо так и останются "мечтой" или чем-то "неосязаемым"... К нашему великому удовольствию, в клуб пришла такая вещь - символ духа Го прошедших эпох, а именно каяоумару гобан клана Шимадзу эпохи Эдо.

С этим гобаном очень многое связано со словом "впервые".

В частности, впервые гобан эпохи Эдо (конец XVIII - начало XIX вв.) был приобретен прямо с выставки-продажи самурайской антикварной амуниции в Японии.

Это первый и пока единственный гобан такого класса, работы, возраста, сохранности, качества и ценности на всем постсоветском пространстве. Таких гобанов не было в СССР и нет ныне ни в одном из клубов или частных коллекций России или СНГ. Похоже, что нет подобных образцов из Японии и в отечественных музеях восточной культуры.

Музейный работник, занимающийся сертификацией антикварных предметов Японии сообщил нам, что это первый случай в России, когда сертификацию проходит полный комплект Го (сохранились и чаши и камни из раковин хамагури и вулканического базальта по 180 штук) такого возраста и отметил очень тонкую работу по лаку.

Гобан периода Эдо с монами клана Шимадзу.

Гобан покрыт несколькими слоями лака с золотыми вкраплениями, создающими ощущение приглушенного блеска.

 

 Гобан для игры Го с монами клана Шимадзу.

По периметру его украшает 6 монов клана Шимадзу.

Мон клана Шимадзу в оформлении гобана периода Эдо.

Здесь мы приведем краткую историческую справку, поясняющую роль этого самурайского рода в истории Японии.

Симадзу – один из древнейших и наиболее могущественных самурайских кланов Японии, сыгравший значительную роль в её истории, в особенности, в реставрации Мэйдзи.

Лишь немногие даймё могли проследить свою родословную ранее 1500-х. Большинство из них приобрели свой высокий статус в ходе разгоревшейся в это время ожесточённой междоусобной борьбы, заслужившей позорное прозвище Сэнгоку-дзидай, т.е. век хронической гражданской войны. Даже предки сёгунов Токугава ещё в 1540-х были простыми самураями, вассалами клана Ода. В отличие от них Симадзу прослеживали своё происхождение до могущественных феодальных правителей эпохи первого японского сёгуната, режима Камакура (1185-1333). В 1185 году первый японский сёгун Минамото Ёритомо назначил своего внебрачного сына Корэмуни Тадахиса поместным начальником (дзито) провинции Шинано, а в 1196 году он получил повышение, став военным губернатором (сюго) провинции Сацума. Очень скоро воинственный Тадахиса подчинил себе ещё две прилегающие провинции, выстроил княжеский замок в поместье Симадзу и, в ознаменование своего нового высокого положения, изменил своё фамильное имя. Именно его даймё Симадзу считали основателем своего рода.

Княжество Сацума располагалось на юго-восточной оконечности острова Кюсю и состояло из трёх провинций – Сацума, Осуга и Хьюга. Последняя знаменита в мире Го своими камнями из белоснежных раковин хамагури и гобанами из хьюга-кая, хвойных деревьев, обитающих только здесь. Гобаны обладают глубоким золотисто-жёлтым цветом, ровной текстурой и непревзойденным звуком постановки камня, - «стук камня, в глубине гобана отразившись, рождает мантру Ом». Однако, вернёмся к Симадзу…

В силу своего географического положения княжество служило для Японии связующим звеном с внешним миром. Так, например, огнестрельное оружие попало в Японию именно через Сацума, а точнее, через остров Танэгэсима в 1543 году, и японское название фитильного ружья танэгэсима произошло от места его появления. В 1609 году Симадзу завоевали царство Рюкю (ныне – префектура Окинава) и стали единственными даймё, принявшими присягу верности от чужеземного правителя. Самураи Сацума испытывали особую гордость от того, что они служат клану Симадзу, который непрерывно управлял одной территорией более шести веков и успешно пережил три сёгуната, - Камакура, Асикага и Токугава. В 1600 году, в великой битве при Сэкигахара, Симадзу и Токугава сражались на противоположных сторонах, но даже после своей победы Токугава Иэясу оставил владения Симадзу нетронутыми, - слишком высоко было политическое и экономическое влияние клана.

В древней Японии доходы даймё оценивались по урожаю риса, собираемого в их владениях; по этому показателю Симадзу занимали третье место в Японии, уступая только самому сёгуну и дому Маэда. Годовой доход Симадзу оценивался в 700,000 коку риса, что по сегодняшним меркам составляет около 120 миллионов долларов. На закате последнего сёгуната Симадзу окончательно отбросили в сторону все внешние приличия, направив в 1867 году на всемирную выставку в Париже независимую делегацию, которая представляла не Японию, а княжество Сацума и остров Рюкю. В конечном итоге, именно самураи княжеств Сацума и Тёсю сыграли основную роль в низвержении режима Токугава и восстановлении власти истинного Императора. В истории эти события носят название реставрации Мэйдзи, а широкой общественности они известны по голливудскому блокбастеру «Последний самурай».

Хотя Симадзу больше не правят, их присутствие в Сацума (ныне – префектура Кагосима) остаётся довольно заметным, даже герб столицы префектуры имеет очевидное сходство с фамильным гербом (моном) клана Симадзу. Больше нигде в Японии потомки феодальных правителей не принимают такого заметного участия в современной повседневной жизни.

Японские чаши Го периода Эдо.

Чаши оригинальной формы, из тонко выточенного дерева, передают дух самурайской Японии.

Каяоумару-гобан эпохи Эдо, Япония. Разметка 19-19.

Игровое поле хорошо сохранилось, но на нем видны горизонтальные потертости от снимавшихся чаш. Согласно ритуалу, чаши до начала игры размещаются на гобане в центре, напротив друг-друга. Игроки садятся перед гобаном на пол (на пятки) и затем одновременно протягивают руки к чашам, снимая их, что автоматически сопровождается  взаимным поклоном. Это немое взаимное приветствие с которого начинается игра.

Разметка гобана 19х19.

При тщательном рассмотрении видно, что разметка первоначально исполнена в виде прорезей в дереве, которые затем залиты лаком. Старинные гобаны размечались мастерами при помощи катаны, или другого острого резца. На современных гобанах, обычно, разметка наносится шелкографией или иным печатным способом без прорезей в дереве.

Черные камни Го из вулканического базальта. Эпоха Эдо.

Как и должно быть в самурайском комплекте Го, черные камни изготовлены из вулканического базальта.

 Сколы на камнях Го из вулканического базальта.

Особенности породы хорошо видны на сколах некоторых камней Го.

Белые камни Го из раковин хамагури, период Эдо.

Белые камни Го вырезаны из раковин хамагури, обитающих только в некоторых заливах Японии. Это классический вариант камней Го, который использовали самураи для игры между собой.

 Сколы на камнях Го из раковин хамагури, период Эдо.

Некоторые камни "покусаны", неизвестными нам любителями Го. Должно быть, некий самурай сжимал их в зубах в особенно острый и яростный момент игры, чтобы не издать стон... =0)

 180 камней хамагури - это полный комплект.

В комплекте оказалось чуть больше 180 камней, т. е.  мы получили даже запасные!

В настоящий момент гобан выставлен в клубе культуры Го "Территория" и является собственностью клуба. В 2010-2011 учебном году экспонат будет доступен для всех посетителей клуба.

 
 

Контакты Го клуба

+7-916-179-85-24 Михаил.

Для писем: 

misha.povalyaev@yandex.ru

Поиск по Клубу Го

Комплекты для игры Го

Навигация

Клуб Го >> Музей Го >> Каяоумару гобан клана Шимадзу эпохи Эдо можно посмотреть в нашем клубе Го.
Какие дни удобны для посещения клуба го?
 

Клуб игры го

Тренинг по Го.

Посетители клуба предпочитают
 

Сейчас в Клубе Го

Сейчас 339 гостей онлайн

Го книги и фильмы

Статистика Го клуба

Пользователи : 4
Статьи : 204
Просмотры материалов : 1286648


 
Protected by Copyscape Online Plagiarism Checking Tool
Рейтинг@Mail.ru