Зачем изучать игру Го в школах? Об этом репортаж телеканала Россия в заключении этой небольшой пояснительной заметки. Хотя ответ который там дан не настолько глубок, как мог бы быть. Действительно, дети показавшие заметные успехи в Го (Вэйци), впоследствии имеют все шансы получить хорошие руководящие должности. Но, причина этого не в дополнительных баллах, которые набирают ученики на спецкурсах (это лишь формальный повод), но в сложившейся столетия назад культурной традиции. В древности игра Го (кит. Вэйци), входила в канон четырех благородных искусств. И был продолжительный период, когда экзамен чиновника состоял из четырех (иногда и более) основных дисциплин, которые и составили упомянутый канон. Претендент должен был показать свое владение словом, через знание поэзии и классических литературных произведений, изобилующих сложившимися поэтическими и иносказательными формами. Затем, умение чувствовать и создавать настроение (что особо важно в управлении людьми) он демонстрировал через владение музыкальными инструментами и звуковыми формами. Живопись и каллиграфия - это умение выражать мысль и настроение с помощью понятных глазу форм. Наконец, в ходе игры Го, он должен был продемонстрировать то, как владеет стратагемами, - основными стратегическими приемами, позволявшими понимать суть хозяйственных, управленческих и военных задач, а затем успешно справляться с ними. Также Го считалось "математической" дисциплиной, поэтому, искусство счета также могло быть проверено за гобаном (доской для Го). Провалив экзамен хотя бы по одной дисциплине - чиновник не получал должность или продвижение. Может возникнуть закономерный вопрос, - что общего между поэзией, музыкой, живописью и игрой Го? Оказывается, очень многое. Например, музыка - рождает настроение. Музыкант ударяя по струнам извлекает звук, рождающий самые разные настроения. Также камень Го, выставленный на пересечение линий, - как бы приводит в движение струны, которые создают аккорд в союзе с уже выставленными камнями. Этот аккорд порождает в душе игрока бесконечное сочетание чувств и настроений: надежду или отчаяние, радость или печаль, покой или агонию. Камни располагаются на поле не только с расчетом, но и в согласии с эстетическим чувством, которое направляет хорошего игрока в течении всей игры. Рисунки создаваемые камнями - подобны живописи. Группы камней образуют разнообразный набор базовых форм, каждая из которых наделена своими свойствами, подобно иероглифам и их смыслам. Сродни стихам набор форм рождает рифму (гармоничные сочетания) в умелых руках. Поэтому мастерская игра может быть приравнена к сочинению стихов и музыки. Для человека проникшего, хотя бы немного в эти четыре дисциплины - их родство ощущается и понимается очень ясно. Соответственно, развиваясь в одном ребенок способен улучшить свое восприятие и в других дисциплинах, которые для внешнего взгляда, весьма далеки друг от друга. А в сумме он имеет все шансы занять особое место в обществе, не только из-за сложившейся культурной традиции или заработанных баллов, но и ввиду собственного тонкого развития. Малютин Д.В. 4 дан.
|